Как выбрать моторное масло для авто

При таком количестве доступных вариантов моторных масел выбор подходящего масла для вашего автомобиля может показаться сложной задачей. Хотя существует огромное количество информации о различных вариантах масел, первый шаг на самом деле довольно прост: Изучите руководство по эксплуатации вашего автомобиля.

В руководстве по эксплуатации будет указан рекомендуемый вес масла для вашего автомобиля, будь то стандартный формат, например 10W-30, или что-то более необычное. Эта цифра означает вязкость (или густоту) масла, которое вы должны использовать. Как будет сказано ниже, вы должны менять вес и вид масла в зависимости от сезона и того, как вы хотите использовать автомобиль. Того, что указано в руководстве пользователя, достаточно для регулярного использования при умеренных температурах. Всегда покупайте масло той марки, которая имеет символ звездочки, означающий, что масло прошло испытания Американского института нефти (API).

На контейнере вы также увидите обозначение сервиса, состоящее из двух символов. Самые последние стандарты обслуживания API - SP для бензиновых двигателей и CK-4 для дизельных. Эти обозначения основаны на ряде лабораторных и моторных испытаний, которые определяют способность масла защищать двигатель от износа, высокотемпературных отложений и шлама, а также других загрязнений. Если вам интересно, полный список стандартов API можно найти здесь, но убедитесь, что вы покупаете масло, которое было протестировано по самому последнему стандарту. На момент написания статьи это SP, SN, SM, SL и SJ для бензиновых двигателей и CK-4, CJ-4, CI-4, CH-4 и FA-4 для дизелей.

Поймите этикетки

Эти этикетки вы найдете на каждой емкости с качественным моторным маслом. Пончик API справа указывает на то, имеет ли масло текущий рейтинг обслуживания. Он также показывает, прошло ли масло тест на ресурсосбережение, и указывает номер вязкости по SAE (Общество автомобильных инженеров). Символ звездочки слева означает, что масло прошло тесты на обслуживание, указанные в другом пончике.

Вязкость

Сопротивление течению жидкости называется вязкостью. Вязкость большинства моторных масел измеряется при нуле градусов по Фаренгейту (обозначается цифрой перед W, что означает зиму) и при 212 градусах по Фаренгейту (обозначается цифрой перед W, что означает лето) (обозначается второй цифрой после тире в обозначении вязкости).

При нагревании моторного масла оно становится более жидким и текучим, а при охлаждении - густеет. Более густое масло, в пределах разумного, поддерживает превосходную смазочную пленку между движущимися деталями и лучше уплотняет важнейшие узлы двигателя. Масло может иметь одну вязкость в холодном состоянии и другую - в горячем, при этом в него могут быть добавлены соответствующие присадки, которые помогут избежать сильного разжижения в жару. Чем выше второе число (например, 10W-40 против 10W-30), тем более устойчиво масло к разжижению, что является положительным моментом.

При этом масло должно быть устойчиво к чрезмерному загустеванию при низких температурах, чтобы оно могло добраться до всех движущихся частей двигателя. Чрезмерная густота может затруднить запуск двигателя, что снизит экономию топлива. Если масло слишком густое, двигателю требуется больше энергии, чтобы провернуть коленчатый вал, который частично погружен в масло. Для работы в холодную погоду лучше использовать меньшее число перед W, поэтому для зимнего использования часто рекомендуется масло 5W. Синтетические масла, с другой стороны, можно сделать еще более плавными на холоде, что позволяет им проходить испытания на 0W.

После запуска двигателя масло нагревается, поэтому более высокое второе число является критически важным для сложных условий эксплуатации и горячих, более сложных двигателей.

Почему существует так много масел?

В магазинах автозапчастей можно найти масла, предназначенные для высокотехнологичных двигателей, новых автомобилей, автомобилей с большим пробегом, тяжелых и внедорожных внедорожников и даже автомобилей определенных стран. Вы найдете широкий диапазон вязкости.

Вы можете узнать, какое масло рекомендовал производитель автомобиля, когда он был новым, если прочитаете руководство пользователя. В руководстве может быть упоминание о маслах Energy Conserving или Resource Conserving, что свидетельствует о том, что масло прошло лабораторный тест на экономию топлива по сравнению с эталонным маслом. Хотя это не всегда означает улучшение экономии топлива, большинство крупных брендов относят к таким маслам по крайней мере некоторые вязкости.

Как выбрать синтетическое или обычное моторное масло

Обычное масло премиум-класса:

Это стандартное масло для новых автомобилей. Эти масла выпускаются с различной вязкостью и протестированы на соответствие последнему уровню обслуживания API. Автопроизводители обычно указывают масло 5W-20 или 5W-30 для более холодных температур, а для более высоких температур окружающей среды можно заказать масло 10W-30. Эти три классификации применимы к большинству легковых автомобилей на дорогах. Однако регулярная замена масла и фильтра имеет еще более важное значение. Масло следует менять каждые 4 000 миль или четыре месяца. Замена масла должна производиться не реже двух раз в год. Если на панели приборов вашего автомобиля есть электронная индикация замены масла, следуйте ее указаниям, не забывая сбрасывать показания после замены масла.

Полностью синтетическое масло

Синтетические присадки в изобилии содержатся в маслах, предназначенных для высокотехнологичных двигателей и тяжелых условий эксплуатации, будь то Ford F-150, который часто буксируют, или Chevrolet Corvette с новейшим двигателем LS с наддувом. На этикетках этих масел указано, прошли ли они строгие специальные тесты для получения более высоких и долговечных характеристик по всем параметрам, от индекса вязкости до устойчивости к отложениям. При низких температурах они лучше текут и сохраняют пиковую вязкость при высоких температурах. Так почему же их нельзя использовать всем? Эти смазочные материалы стоят дорого, и они требуются не для всех двигателей. Возможно, синтетические масла не обладают теми свойствами, которые необходимы вашему двигателю. Следуйте инструкциям в руководстве пользователя.

Синтетическое масло

Они разработаны для обеспечения защиты двигателя при небольших нагрузках и высоких температурах и содержат смесь синтетических и органических масел. Это означает, что они менее летучи, а значит, меньше испаряются, что приводит к снижению потерь масла и повышению экономии топлива. Водители пикапов и внедорожников, которым нужна дополнительная защита при нагрузках на двигатель, например, при перевозке больших грузов, предпочитают именно эти смазочные материалы. Они также дешевле полной синтетики и стоят всего на несколько пенсов дороже качественного традиционного масла.

Масло с большим пробегом

Автомобили сегодня служат дольше. У вас есть еще один вариант масла, если вы решили окупить свой автомобиль и ездить на нем долго, до шестизначных цифр: масла, разработанные для автомобилей с большим пробегом. Почти две трети всех автомобилей на дорогах имеют пробег более 75 000 миль. В связи с этим фирмы, производящие масла, обратили внимание на эту сферу интересов клиентов и рекомендуют новые смазочные материалы для таких автомобилей.

Вы можете заметить несколько масляных пятен на полу гаража, если ваш автомобиль немного старше и имеет гораздо больший пробег. Например, уплотнения вокруг коленчатого вала могут стать жесткими и потерять свою гибкость, что приведет к их протеканию и разрушению, особенно при низких температурах. Вам придется чаще проверять уровень масла и, возможно, доливать его между заменами.

Масла с большим пробегом содержат кондиционеры, которые проникают в поры уплотнений двигателя и помогают им восстановить свою форму и гибкость. Большинство резиновых уплотнений призваны расширяться ровно настолько, чтобы остановить утечку, и производители масел тщательно подбирают "разбухающие" ингредиенты. Компания Valvoline продемонстрировала эффективность одного из своих кондиционеров для уплотнений, который вызвал набухание большинства уплотнительных материалов и при этом минимизировал набухание одного уплотнительного материала, склонного к чрезмерному расширению из-за химических веществ, содержащихся в других моторных маслах.

Шаг вперед

Индекс вязкости измеряет устойчивость масла к разжижению при высоких температурах. Хотя желательно иметь более высокое второе число, масло также должно быть долговечным и прослужить тысячи километров до замены. Сдвиг, то есть скольжение в узких зазорах между металлическими поверхностями, например, в подшипниках, приводит к потере вязкости масла. Стабильность при сдвиге, или устойчивость к потере вязкости, необходима маслу для сохранения смазочного покрытия между этими деталями.

В отличие от антифриза, который на 95 % состоит из одного базового химического вещества (обычно этиленгликоля), моторное масло на нефтяной основе состоит из множества базовых масел, некоторые из которых дороже других. Обычно производители масел выбирают одну из пяти категорий, каждая из которых изготавливается по-разному и имеет различную вязкость. Более дорогие группы проходят более тщательную обработку, в некоторых случаях используются технологии, позволяющие получить синтетический смазочный материал. Так называемая полная синтетика состоит из химических веществ, полученных из нефти, но измененных до такой степени, что они уже не считаются натуральными маслами.

В любом масле пакет базовых масел составляет от 70 до 95 % смеси, а остальную часть составляют присадки. Масло, содержащее только 70 % базовых масел, не обязательно лучше того, которое содержит 95 % базовых масел. Некоторые базовые масла обладают природными свойствами или особенностями обработки, которые снижают или устраняют необходимость в добавках. Хотя некоторые присадки способствуют смазыванию, они не всегда сами по себе обладают высокой смазывающей способностью.

Стоимость ингредиентов, входящих в состав присадок, варьируется, хотя цена - это только один из факторов. Некоторые присадки лучше работают с определенными комбинациями базовых масел. Аналогично, из-за особенностей взаимодействия с обычными присадками некоторые менее дорогие базовые масла являются отличным выбором для смеси. В конце концов, у каждого моторного масла есть своя формула. Нефтепереработчики составляют список целей, основанных на потребностях своих клиентов (в число которых входят и автопроизводители), и производят масла, максимально соответствующие этим целям.

Одно дело - не допустить разжижения масла при нагреве и нагрузке от работы двигателя, но не менее важно защитить масло от чрезмерного загустевания. Один из методов - использование менее летучих базовых масел премиум-класса для предотвращения испарения. Испарение базового масла не только увеличивает расход масла, но и приводит к загустению масла, что снижает экономию топлива.

Присадки к маслам

Использование присадок нефтяными компаниями - еще один способ улучшения и поддержания эксплуатационных характеристик масла. Шлам и лак образуются под воздействием высоких температур двигателя, влаги, побочных продуктов сгорания (например, несгоревшего бензина), ржавчины, коррозии, частиц износа двигателя и кислорода, которые могут засорить и повредить двигатель. Уменьшая количество осадка и лака, присадки способствуют поддержанию надлежащей смазки. Ниже перечислены наиболее распространенные типы компонентов присадок и причины их важности:

  • Улучшители индекса вязкости: Минимизируют склонность масла к разжижению при повышении температуры.
  • Моющие средства: В отличие от моющих средств, используемых в прачечной, моющие средства, применяемые в масле, не очищают поверхности двигателя. Они удаляют некоторые остатки, в основном твердые частицы. Однако их основная задача - предотвратить образование высокотемпературных отложений, ржавчины и коррозии на поверхностях.
  • Диспергаторы: Диспергируют твердые частицы, удерживая их в растворе, чтобы они не собирались вместе и не образовывали осадок, лак или кислоты. Некоторые присадки работают и как моющие средства, и как диспергаторы.
  • Противоизносные составы используются для предотвращения износа металлических поверхностей при разрушении смазочного слоя, создаваемого маслом. ZDDP, комбинация цинка и фосфора, давно пользуется популярностью, как и другие соединения фосфора (и серы). ZDDP расшифровывается как диалкилдитиофосфат цинка, если вы не знали.
  • Противоизносные агенты - это не то же самое, что модификаторы трения. Они могут повысить экономию топлива за счет снижения трения в двигателе. Для этого используются графит, молибден и другие химические вещества.
  • Депрессанты точки застывания: Если у масла низкий показатель вязкости при 0 градусов по Фаренгейту, это не значит, что оно будет свободно течь при этой температуре. Эти присадки используются для поддержания текучести масла на холоде, поскольку в его состав входят частицы воска, которые могут свертываться и препятствовать течению.
  • Антиоксиданты необходимы для предотвращения окисления, которое загущает масло в результате ужесточения правил выброса вредных веществ, приводящего к повышению температуры двигателя. Некоторые присадки, например противоизносные, выполняющие другие задачи, также служат этой цели.
  • Ингибиторы пенообразования: Масло вспенивается из-за того, что коленчатый вал бьет по нему в масляном поддоне. Поскольку масляная пена не так эффективна в качестве смазки, как жидкий поток, масла содержат ингибиторы пены, которые заставляют пузырьки пены разрушаться.
  • Ингибиторы ржавчины и коррозии защищают металлические детали от воздействия кислот и влаги.

Больше - не значит лучше

Добавление дополнительных присадок в масло не обязательно улучшит его. Более того, вы можете усугубить ситуацию. Например, соединения серы обеспечивают противоизносные и антиокислительные свойства, но при этом ухудшают топливную экономичность и работу каталитического нейтрализатора. Чрезмерное количество определенного диспергатора может ухудшить работу катализатора и снизить экономию топлива. Противоизносные и снижающие трение присадки также могут содержать такие вещества, как сера, которую компании призывают использовать меньше. Слишком большое количество моющих средств может навредить противоизносным свойствам некоторых из них.

Не забывайте о фильтре

Когда речь заходит о замене масла, масляные фильтры - это совершенно другая, хотя и связанная тема. Опять же, тип необходимого фильтра всегда следует определять по руководству пользователя. Если вы используете фильтр послепродажного обслуживания, убедитесь, что у вас под рукой есть дополнительное масло.