Как обьяснить ребенку что нужно учиться

Учебный год уже начался, а вместе с ним и учеба - подготовка к урокам, выполнение домашних заданий, написание контрольных и рефератов. Все это предъявляет к ребенку повышенные требования. Сможет ли ученик справиться с этими требованиями, зависит от многих факторов, например, от способностей ученика, поддержки, которую ему оказывают родители и учителя, количества обязанностей и окружающей среды.

Является ли обучение простым делом? 

Не всегда. Действительно, дети приобретают и совершенствуют различные навыки (то есть учатся) с самых ранних месяцев. Это происходит совершенно спонтанно - никому не нужно побуждать ребенка делать первые шаги или совершенствовать умение хватать предметы. 

Обучение в школе подчиняется несколько иным правилам. Это не так естественно, как научиться сидеть, ходить или говорить. Однако учиться в школе можно... научиться! Если помнить о нескольких важных вещах, процесс пойдет гораздо более гладко. На что стоит обратить внимание? 

Поощряйте самостоятельность вашего ребенка с самого начала и превратите обучение в удовольствие

Чем младше ребенок, тем больше помощи ему требуется в организации "школьного" обучения. Семилетнему ребенку все еще трудно планировать свои занятия, запоминать все, что нужно сделать, или собирать вещи на следующий день. Здесь помощь родителей просто неоценима. Тем не менее, с самых ранних лет стоит оказывать ребенку лишь минимальную необходимую помощь, укрепляя его самостоятельность и ответственность за школьные обязанности. Как это сделать? С самого начала школьных приключений вашего ребенка позвольте ему делать все, что он в состоянии сделать самостоятельно. Обучение, превышающее его силы, тоже не принесет результата. 

Кроме того, не путайте помощь с заботой о ребенке. Если вашему ребенку нужно сделать несколько каракулей в тетради на следующий день, проследите, чтобы он сел за стол и сделал это, будьте рядом с ним, но не делайте это за него! Даже если, по вашему мнению, трафареты "не очень точные".

Отмечайте усилия ребенка, не концентрируйтесь только на результате. С каждым разом рука вашего ребенка будет становиться все более умелой, а взаимодействие между глазом и рукой - все более точным. Это непременно приведет к появлению все более аккуратных слайдов, а в будущем и букв. Изучение более сложных предметов также станет проще. Если вы будете делать всю работу за ребенка, он убедится, что не может справиться сам. Он будет думать, что только мама или папа знают, как это сделать, так почему он должен прилагать усилия? Энтузиазм к занятиям спортом угаснет, и впоследствии его будет очень трудно вернуть. 

Правильные условия и спокойная атмосфера

Представьте, что вы записались на лекцию по предмету, который вас очень интересует. Вы с нетерпением ждете ее, пока наконец не наступает момент, когда вы садитесь в аудитории и начинаете слушать лектора. Внезапно вы обнаруживаете, что в комнате очень тесно, а кондиционер перестал работать. Несмотря на весь ваш энтузиазм и позитивный настрой, ваши "возможности" уменьшаются с каждой минутой... Концентрация становится все слабее и слабее, и уже через час все, о чем вы можете думать, - это покинуть душное помещение и прыгнуть в бассейн с холодной водой... Условия, в которых вы учитесь, чрезвычайно важны. Обучение в неблагоприятных условиях только отталкивает ребенка и делает его "невосприимчивым к знаниям".

Чтобы ребенок мог усваивать знания, ему нужна правильно организованная среда. Покажите ему, как об этом позаботиться: проветрите комнату, отрегулируйте освещение, сведите к минимуму отвлекающие факторы, по возможности устраните лишние шумы. Здесь важна не только сама обстановка, но и состояние ребенка. Спит ли он? Сыт ли он? Отдохнул ли он после школы и есть ли у него силы заниматься сейчас? Если вы с самого начала покажете ребенку, как правильно организовать его учебное пространство и как позаботиться о своих потребностях перед занятиями, он со временем научится делать это сам. 

Не забывайте и об эмоциональной атмосфере, которая сопутствует совместному обучению. Если вы помогаете ребенку с домашним заданием на первых порах, следите за тем, чтобы между вами не было напряжения, злости или криков. Сложные эмоции, возникающие во время учебы, "отключают" высшие мозговые процессы, отвечающие за способность логически мыслить, делать прогнозы, связывать факты - то есть делают обучение очень трудным. 

Что же делать, если, например, вы пытаетесь объяснить ребенку что-то уже третий раз подряд, он не понимает, а вы все больше злитесь и чувствуете нетерпение? Прекратите совместное обучение, поскольку в таких условиях оно все равно неэффективно. Сядьте за предмет на следующий день, когда эмоции улягутся, или попросите партнера заменить вас. В любом случае не допускайте и не поддерживайте ситуацию, когда обучение сопровождается сложными эмоциями.

Эффективное обучение и планирование обучения 

Иногда дети, особенно в начале своего школьного пути, чувствуют себя подавленными учебой. Они не знают, как с ним справиться, не умеют планировать. Несколько месяцев назад я стал свидетелем такой сцены: на уроке польского языка во втором классе начальной школы учитель напомнил детям, что через два дня они начнут обсуждать книгу, и спросил, кто ее уже прочитал. (После урока учительница объяснила мне, что на ее прочтение отводилось три недели, а объем чтения составлял десяток страниц). Лишь немногие дети откликнулись, а большая часть вспомнила, что вообще должна была что-то читать. Вероятно, у некоторых детей было беспокойство о том, справятся ли они с заданием, которое переросло в бунт "Я все равно не буду читать эту дурацкую книгу!". Меня не удивило, что восьмилетние дети не смогли спланировать чтение книги так, чтобы уложиться в запланированное время.

Планирование - это навык, который формируется гораздо позже и которому учится ребенок. Однако для того, чтобы он научился этому, кто-то должен показать ему. Вот почему поддержка в этой области так важна с самого начала. Помогите ребенку разбить процесс обучения на этапы. Вы можете наметить или записать этапы. Убедитесь, что они не слишком большие (метод "маленьких шагов" сработает гораздо лучше) и что они адаптированы к способностям ребенка. После выполнения каждого пункта вычеркивайте его из списка вместе. Это даст ребенку мотивацию для дальнейшего обучения и покажет, как много уже сделано и что еще предстоит сделать. Такой метод дает ребенку ощущение влияния, а также усиливает мотивацию. Приучая ребенка к планированию обучения, учите его планировать и отдых. Очень важно, чтобы у ребенка было время на восстановление сил после выполнения заданий. 

Понимание того, чему вы учитесь

Помните ли вы знаменитое правило "3Z" со времен своего обучения? (Обучение по этому принципу могло принести краткосрочные результаты в виде сдачи теста, но, к сожалению, не позволяло закрепить знания, заинтересоваться ими или обогатить их. Мы учимся эффективно, когда мы активны в процессе обучения - когда что-то вызывает у нас эмоции, интерес, мобилизует нас "думать", искать решения. Благодаря этому мы начинаем лучше понимать заданный материал, что позволяет нам его закрепить. "Заучивание" какого-то материала часто неэффективно в долгосрочной перспективе, а кроме того, у него есть еще один важный недостаток - оно очень скучное. 

Поэтому стоит показать ребенку, что, если в этом нет необходимости, он не должен учить наизусть, а должен стараться понять материал. Что может быть полезным? Если ваш ребенок изучает новый материал, побудите его глубже задуматься над тем, что он читает. Вы можете спросить, что ему показалось наиболее интересным в тексте? Или он с чем-то не согласен? Что его больше всего поразило? Попросите их попытаться кратко изложить прочитанное в трех предложениях. Поищите примеры из реальной жизни для принципа, о котором ребенок только что узнал. Идея заключается в том, что ребенок должен быть активным и пытаться самостоятельно "отработать" только что выученный материал. Это положительно влияет на запоминание и стимулирует интерес к учебе.

Наконец, я хотел бы подчеркнуть одну важную вещь. Большинство детей, когда они идут в школу, испытывают естественную потребность учиться и исследовать новое. Им просто нужна мягкая поддержка в освоении нескольких важных правил, связанных с организацией учебного процесса. Со временем у детей это получается все лучше и лучше, и они становятся более самостоятельными в этой области. Однако их нельзя "торопить" в этом процессе, перегружать обязанностями или оказывать на них давление. Именно об этом мы, взрослые, должны помнить в первую очередь. Затем вы можете поискать вдохновение, как помочь ребенку организовать свое обучение.